Истории брендов

Истории брендов: звёздные войны Кока-Колы и Пепси-Колы как способ продвижения брендов

Coca-vs-Pepsi

Когда речь заходит о Кока-Коле (Coca-Cola) и Пепси-Коле (Pepsi-Cola), многие люди, далёкие от рекламы и маркетинга, задаются вполне понятным вопросом о том, как двум компаниям, которые производят до смешного похожий продукт, и которые даже имеют похожие названия, удаётся быть лидерами рынка и успешно сосуществовать многие десятиления?

Для непосвящённых, Coca и Pepsi могут выглядеть прямо-таки как сказочные персонажи «двое из ларца одинакова с лица» из мультика «Вовка в тридевятом царстве» или как Бобчинский и Добчинский из гоголевского «Ревизора». Одно время даже ходили слухи, что обе компании принадлежат одному и тому же супер богатому бизнесмену, который и устраивает все эти разборки для того, чтобы, с одной стороны, держать обе компании в тонусе, а с другой, удерживать внимание публики на компаниях и их продукции… .

Слухи слухами, но постоянные войны двух гигантов по производству тонизирующих напитков, безусловно, способствовали поддержанию интереса к их продукции и, соответственно, продвижению их брендов. В разное время войны проходили с разной интенсивностью, но с неизменным постоянством

Разборки между Кока-Колой (Coca-Cola) и Пепси-Колой (Pepsi-Cola) начались практически сразу же после регистрации торговой марки Пепси-Колы в 1903 году. Это и неудивительно, ведь Пепси и по своему виду, и по вкусовым качествам очень напоминает Коку, которая к тому времени уже продавалась на рынке более 15-ти лет.

В отличие от Кока-Колы, которая сразу стала очень популярной, Пепси-Коле первое время не везло. Если к началу 1920-х годов Кока-Кола окрепла в Америке и начала открывать заводы в Европе, то Пепси в 1923 году была вынуждена объявить банкротство из-за рационирования сахара после первой мировой войны. Через 8 лет лет Пепси прошла через банкротство ещё раз, однако после этого компания всё же воспряла и стала добиваться успехов.

50-60-ые годы оказались временем бурного роста Кока-Колы, апофеозом которого стало размещение акций компании на бирже в 1962 г. У Пепси в это время также были впечатляющие успехи во многом как результат удачных рекламных кампаний. Так, например, в 1959 г. весь мир увидел фотографии Хрущева и Никсона, пьющих Пепси у киоска Пепси-Колы в Москве. Пепси, кстати, удалось наладить хорошие отношения и с Брежневым. Этим во многом объясняется тот странный для многих иностранцев, приезжающих в СССР, факт, что в Советском Союзе была Пепси-Кола, но не было Кока-Колы.

В 60-х годах Пепси-Кола провела очень успешную кампанию по продвижению напитка среди молодёжи, лозунги которой «молодое поколение выбирает Пепси» и «Generation П» нашли свой своеобразный отзвук 40 лет спустя в России в одноимённой книге Пелевина.

В 1965 году в результате слияния с компанией Фрито-Лей (Frito-Lay) Пепси-Кола становится ПепсиКо или просто Пепси. С тех пор Пепси становится крупнейшим игроком на рынке снеков, в то время как Кока-Кола продолжет фокусироваться на прохладительных напитках.

В 80-х годах с новой силой развернулись широкомасштабные маркетинговые войны Кока-Колы и Пепси на телевидении, когда и та, и другая компании вели друг против друга агрессивные рекламные кампании с использованием таких знаменитостей, как Элтон Джон, Уитни Хьюстон, Джордж Майкл, Кристина Агилера (Кока-Кола), с одной стороны, и Элвис Пресли, Майкл Джексон, Кисс, Тина Тёрнер (Пепси), с другой.

В конце 90-х Пепси запустила успешную долгосрочную акцию «Пей Пепси, получай призы» (“Drink Pepsi, Get Stuff”), в рамках которой покупателям предлагалось собирать баллы, которые давались за купленные напитки, и обменивать их на призы с тематикой Пепси. Эта маркетинговая акция оказалась наредкость удачной, резко увеличив продажи Пепси, которая в результате обошла по продажам Кока-Колу во время Олимпийских игр в Атланте в 1996 г.

В 2000-х соревнование перешло на интернет. Это стало особенно заметным в 2005 г., когда Кока-Кола в ответ на продолжающиеся акции «Пей Пепси, получай призы» запустила свою кампанию «Призы от Коки» (“Coke Rewards”). Примечательно, что и та, и другая програмы были очень похожи: они предлагали призы за «лояльность» к бренду. Нужно было собрать определённое количество крышек от бутылок, на внутренней стороне которых были коды, затем эти коды ввести на сайте компании и получить приз.

Звёздные войны  между Кока-Колой и Пепси продолжаются до сих пор. И любой новый всплеск в этих баталиях сразу же попадает на первые страницы СМИ, вызывая ожиотаж у публики и новый подъём продаж у протагонистов — производителей прохладительных напитков.

О компаниях Кока-Кола и Пепси читайте также в других материалах на сайте www.RussianPenguins.ru. За консультацией по любым вопросам, связанным с брендингом, Вы можете обратиться в агентство Русские Пингвины по тел: +7 (495) 723-63-05 или написав нам на info@russianpenguins.ru.