Истории брендов

Истории брендов: как негибкая маркетинговая политика погубила Кодак

Kodak

В 2012 Кодак (Eastman Kodak) объявил банкротство после более чем 130 лет успешного бизнеса. Кодак был не просто лидером своей отрасли, это была компания из числа так как называемых «синих фишек» (blue chips) – самых «надёжных» на бирже и приносящих своим инвесторам стабильную прибыль. Однако в последние 10 лет компания перестала приносить прибыль и вошла в штопор.

Что же случилось с мировым гигантом фото- и киноиндустрии?

Компания Кодак, образованная в 1888 году, была известна как производитель недорогих фотоаппаратов, но основые деньги делала на торговле расходными фотоматериалами: фотоплёнкой, химикатами и фотобумагой. В течение большей части 20-го века Кодак занимал лидирующие позиции на рынке. Так, например, в середине 1970-х компания контролировала около 90% рынка фото- и киноплёнки США.

Безоблачное счастье американского гиганта длилось ровно до тех пор, пока на горизонте не появился первый настоящий конкурент. Это была японская компания Фуджифилм (Fujifilm). В этой ситуации Кодак повел себя просто по-детски, напрочь отказываясь поверить в то, что американский покупатель может отказаться от их бренда… .

Такая маркетинговая негибкость и своего рода снобизм проявились также в том, что Кодак упустил возможность стать официальным спонсором Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе. Вместо него таким спонсором стала компания Фуджифилм, предлагавшая более низкие цены на свою продукцию.

Настоящие сложности у компании Кодак появились в конце 1990-х в результате снижения продаж фотоплёночной продукции и переориентации потребителей на цифровую фотографию. И это несмотря на то, что именно Кодак был той компанией, которая разработала первую цифровую камеру в 1975 году. Правда, Кодак не стал запускать её в производство, опасаясь, что это может негативно сказаться на его фотоплёночном бизнесе.

Здесь и проявила себя фатальная негибкость маркетинговой стратегии фотоплёночного гиганта. Компания Кодак оказалась не в состоянии правильно оценить вектор и скорость развития рынка и предпринять соответствующеи шаги в правильном направлении. И это несмотря на то, что Кодак не просто сделал свой весомый вклад в разработку цифровой технологии, а по существу во многом был их изобретателем и владельцем многих патентов на производство цифровой техники.

В начале 2000-х с быстрым распространением цифровых камер, проблемы Кодака усилились. Но не сразу стало понятно, что дни компаний, делающих ставку на обычные плёночные камеры, сочтены.

Покупатели постепенно переключались на цифровую продукцию, таких компаний, как Сони (Sony). Вначале Кодак попытался замедлить распространение цифровой техники, пользуясь своей доминирующей на рынке позицией. Потом компания всё же решила выйти на цифровой рынок и начала выпускать свою линию цифровых камер EasyShare, а также ряд других инновационых продуктов, упрощающих процесс интеграции цифровых камер с компьютерами. Кодаку также принадлежала первая разработка индивидуального принтера цифровой фотографии. Но всего этого оказалось недостаточно. Отсутствие гибкой маркетинговой стратегии, позволяющей компании своевременно адаптироваться к быстро меняющемуся рынку, оказалось роковым.

Кодак недоооценил то, насколько быстро цифровая индустрия будет переходить на более дешёвые по сравнению с Кодак фотоаппараты и другую цифровую технику, которую предлагали такие конкуренты, как Сони. К концу 2000-х цифровые фотоаппараты стали постепенно вытесняться фотоаппаратами в мобильных телефонах и в другой мобильной технике.

Это был последний и решающий удар по некогда абсолютному лидеру в фото- и киноиндустрии, после которого Кодак так и не сумел оправиться.

О важности маркетинговой стратегии читайте в других материалах на сайте www.RussianPenguins.ru. За консультацией Вы можете обратиться в агентство Русские Пингвины по тел: +7 (495) 723-63-05 или написав нам на info@russianpenguins.ru.